Меню Содержимое

ХудшаяЛучшая
07.03.2017

Шри-Ланка на вкус.

Из двухнедельного путешествия в Шри-Ланку привезли 3 Гбайта фото. Думала, с чего начать рассказ об этой экзотической стране, где все 5 органов чувств как губка впитывают все новое и необычное, и решила, что  начну с самого понятного, приносящего много положительных эмоций. Итак, для начала, Шри-Ланка на вкус! Буду описывать только то, что сама попробовала.

1. Rice & Curry (Рис и Карри).

Еще по дороге из аэропорта я спросила у гида о кулинарных пристрастиях ланкийцев. Думала, что это будет рыба. Но он ответил, что это рис и карри. И в первый же вечер мы пошли в ресторан и заказали это блюдо. Принесли тарелку с горой риса и к ней семь судочков с разными специями и добавками. Разными по цвету, вкусу, запаху, но все они неимоверно острые! Это позднее мы узнали, что если вы не любитель острых приправ, при заказе блюда нужно обязательно сказать "no spices", т.е. без специй. .
К сожалению, фото этого блюда пришлось взять из интернета, так как я на заре своих путешествий прочитала, что делать фото блюд не есть хорошо. И была с этим согласна, глядя на бесконечные фото египетских и турецких отельных ресторанов..
Вот так выглядит блюдо Rice & Curry (Рис и Карри).

2. Вегетарианская кухня.

Другой раз мы попробовали вегетарианский плов. Очень-очень понравилось! Наверное, была бы возможность, один раз в неделю обязательно ела бы вот такую вегетарианскую еду. Состав: бамия, баклажаны, чечевица, картофель и пападам. Пападам - это чипсы, типа нашего хвороста. Делается из рисовой муки и карри. На фото чипсы торчком.

3. Креветки.

Пробовали креветки под чесночным соусом и под кисло-сладким (на основе ананаса). Оба понравились, но чесночный больше. То ли креветки другие, то ли у них есть рецепт тайный, нам не выдаваемый, но дома из замороженных так не получается.

4. Зеленый рис и пакоры.

Отбросив китайские церемонии, я стала записывать или просто фоткать название и состав блюд, которые мы выбирали по наитию. Зеленый рис это тоже вегетарианское блюдо. И тоже очень вкусное! В интернете прочитала, что пакоры - это овощные котлетки. Делают из  всевозможных овощей. Мы пробовали пакоры из баклажан. Две котлетки сверху - это они и есть. В качестве гарнира фасоль, бамия, картофель и чечевица. И конечно же карри "no spices"!

5. Тунец.

Через неделю мы затосковали. Ланкийская кухня острая, жареная и немного однообразная. Хотя я старалась выбирать, но нам так захотелось борща, что мы по совету соседей по отелю пошли искать нашу соотечественницу, Наташу! Эта приятная и общительная дама - ресторатор, которая уже 12 лет живет в Шри-Ланке и держит русский ресторанчик. Было прощеное воскресение, надо было поесть блинов. Наташу мы нашли, но есть блины с борщом она нас отговорила. Сказала, что накормит тунцом "пальчики оближешь", а борщ вы, типа, и дома поедите. Мы до этого уже попробовали тунца в первый день, но опыт оказался не совсем удачным. Рыба была сильно зажарена и суховата. Поэтому с большой опаской согласились на еще один эксперимент. Ах, какой это был эксперимент! Тунец был прекрасен! Сочный кусок размером с ладонь. Просто хорошо приготовленное мясо! Браво, Наташа! Мы ей сделали в отеле дополнительную рекламу в знак благодарности.

6. Барракуда.

В последний наш вечер в Унаватуне мы ели страшного хищника - барракуду! Когда мы об этом сказали сыну, который встречал нас в Москве в аэропорту, он аж подпрыгнул, будучи за рулем.
Для меня барракуда, вообще-то, ассоциировалась только с одноименным рассказом Конецкого. Но, как оказалась по отзывам, барракуда это та самая сказочная рыба, которую надо обязательно попробовать. Дело было так: мы решили сами ее купить, а заодно и посмотреть на знаменитый Big Fish market, проще говоря, рыбный базар.  Нам сказали, что утром вся рыба очень дорогая, а потом дешевеет. И мы, как "глубокие экономы" поехали попозже. Это же прекрасно: искупался и свеженький поехал за дешевой рыбой. Все другие - дураки, встали ни свет, ни заря и поперлись за рыбкой подороже.
Но оказалось, что Big Fish market к этому времени был уже практически пуст! Только голые прилавки! Когда на базаре мы стали спрашивать барракуду, то продавцы просто разводили руками и предлагали нам:

тунца, которого мы уже пробовали. Рыбина по центру диаметром в полметра!

нечто, назначение которого трудно предположить. Может быть сделать подарок на день рождения любимой кошке. А что? праздничная упаковка из банановых листьев.
Такую красавицу и есть не прилично. За варвара сойдешь.
И какая-то там еще завалялась ставрида.
Вот и все, что было на большом рыбном базаре в 12 часов дня. Мы расстроились. Тут к нам подскакивает шустрый местный дядечка и говорит:
- будет вам барракуда! Идем! На английском говорит, естественно. По-английски тут говорят все, от мала до велика. Все-таки бывшая английская колония. И так бодренько он побежал, мы за ним.

Бежали минут 20. И при этом 20 раз пожалели, что не взяли рыбу на берегу, а поперлись на базар. Солнце в зените, оно всегда там или в зените или в надире. Дошли. Один прилавок. На нем несколько рыбин и три барракуды. Крошечные! Как сказал наш проводник  "беби барракуда". Что было делать?! Взяли этих трех беби. Шустрому дядечке дали копеечку на чай. А в голове звучит легкомысленная песенка:

У девушки с острова Пасхи
Родился коричневый мальчик.
Поймали и этого
Еще не одетого,
И съели в саду под бананом.

Вот она. Род морских лучепёрых рыб из отряда окунеобразных. Или проще говоря, морская щука.

Слава богу, повар оказался мастером своего дела и очень вкусно приготовил. Но на мой вкус и тунец, и семга лучше. Ну да ладно, галочку мы поставили. А то барракуда, барракуда...
В общем съели мы страшного хищника в саду под бананом на территории Желтого ресторана, что на самом берегу Индийского океана.

7. Мороженое на кокосовом молоке.

У этого десерта интересный способ приготовления. Всё происходит у тебя на глазах.
Выбираешь из предлагаемого набора два компонента. На моем фото шоколад и что-то типа пастилы. Мастер кладет их на центр плиты и разогревает до температуры плавления. Затем наливает кружку кокосового молока и начинает все это месить обыкновенными шпателями. Очень красиво у него получается. Размазывает в лепешку, вырубает нагрев плиты и включает холод.
Блин замерзает. И мастер шпателем снимает пласт, который сам заворачивается в трубочки.
В порции 6 трубочек.
Счастливое дитё, обладатель кокосового или шриланкийского мороженого.
И я взяла себе такое мороженое с бразильским орехом и медом. Мороженое достаточно мягкое, но калорий в нем мало. Жиров нет. Так что можно себе позволить. На фото на столе виден основной инструмент, используемый при приготовлении кокосового мороженого.

8. Кокосовое молоко.

Оказалось, что кокосы бывают разные. Для питья, для еды и промежуточные (и выпить, и закусить). Процесс употребления следующий: выбираешь кокос, продавец с мачете (это может быть и женщина) очень ловко срубает верхушку ореха, вставляет трубочку и готово. Как только выпьешь молоко, плод разрубается пополам и из этих полукружий ложкой-скребком начинаешь выбирать мякоть. Очень на любителя. Не мой вкус. Хотя жидкость внутри кокоса очень питательная, говорят, что ею можно и жажду утолить, и голод, и намазаться вместо крема, если подгорел. Правда, для намазывания я взяла масло кокоса в аптеке. Умащиваюсь теперь им.

9. Фрукты.

На Шри-Ланке растет всё! Не зря же название страны переводится как Благославенная Земля. Там нет сухих листьев. Зелень буйная. Тепло и влажно, а что еще надо, чтобы благополучно плодиться и размножаться?.
Идешь по улочке и видишь вперемешку три основных товара: чай, драгоценные камни и фруктовые лавки. Бананы самых разных сортов и степеней зрелости. Кстати, местные предпочитают бананы жарить!

Мандарины по 50 рублей. Есть фрукты, которые я не пробовала и название которых невозможно запомнить. Хочу особо выделись лайм. Этот плод просто спас меня от морской болезни, в которую я попала во время долгой поездки по бесконечным серпантинам и подъемам-спускам. Буквально половинка лайма и меня перестало укачивать. Вот такая информация.

Попробовала персик-маракуя, папайю, старфрукт, арбузы, гуаву. Но вкуснее манго ничего нет! Первые десять дней брали каждый день, а потом как отрезало. Наелась.

Узнала как правильно съесть манго. Правда, когда я его теперь есть буду...

Нужно поделить манго на три части: сердцевину, где расположена косточка, и на две боковые части с мякотью.
На боковой части плода ножом наносим сверху решетку. Стараемся не порезать кожуру.
 Выворачиваем наизнанку и едим как дыню :)  p_20170308mango3.jpg
Для эстетствующих особ можно отделить кусочки и подать со шпажкой.
Центральную часть тоже можно обрезать или просто, не мудрствуя лукаво, обглодать.
Шкурку тоже не выбрасываем, а делаем биологический пиллинг :)  p_20170308mango4.jpg

Как небольшое отступление от темы. При штурме горы Сигирии видели вот такой знак. Вот так! Все едят, а мартышкам нельзя!

10. Чай.

Конечно, чай в Шри-Ланке не десятый пункт, а первый! Когда возвращались домой, то я подумала, сколько же сейчас в самолете чая! Чай везут все! Я много узнала о свойствах чая и по регионам произрастания, и по способу сушки и скручивания листа. Были мы и на высокогорных чайных плантациях Нувара Элия.
Сделала для себя открытие, что надпись на чае Orange не имеет отношения ни к апельсинам, ни к оранжевому цвету. Это английская калька с названия династии принцев Оранских, которые были крупнейшими поставщиками чая, а лучшие сорта чая шли ко двору. Таким образом, «оранж» — «чай, поставляемый ко двору», «чай, достойный принца Оранского»!
Узнали, что шриланкийцы предпочитают пить черный чай с молоком. Очень вкусно!
Чай надо брать с эмблемой льва. Это гарантия государства.
Мы брали чай в разных местах, взяли его еще и в аэропорту, в дьюти фри. Недорого. И не помнут его в чемодане.
В общем, чаем мы запаслись на два года точно! Будем пробовать и радоваться. Вот этот чай оказался самым оптимальным и по цене, и по впечатлению на одареваемых им.

Конечно, осталось очень много, чего мы не попробовали, о чем даже и не слышали, но общее представление мы получили. Шриланкийская пища очень однообразная, перченая, зачастую жареная. И большой плюс - это овощи и фрукты. В магазинах мы не увидели ни сыра, ни брынзы. Зато очень вкусный йогурт. Там он называется curd. Это что-то среднее между кефиром и мягкой брынзой, но не соленой. Йогурт и манго были нашим любимым перекусом.
Привезла приправу для приготовления национального блюда курица тандури. Вот мой цыпленок тандури. А еще масло корицы и сандаловое масло.

Перехожу к рассказу об Унаватуне, городке, который приютил нас на две недели.

Еще о Шри-Ланке:

Шри-Ланка. Сигирия.
Шри-Ланка: Нувара-Элия, Канди, Дамбуле.
Шри-Ланка. Унаватуна.
Шри-Ланка на вкус.
Последнее обновление ( 17.04.2017 )